Крещение человека, лишившегося рассудка или пребывающего в бессознательном состоянии
Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) в том случае, если такой человек твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь.
При Крещении оглашенных в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры:
Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию
54-е правило Карфагенского Собора и 4-й канонический ответ Святейшего Тимофея Александрийского
Крещение тяжелобольных
Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти:
«В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися»
47-е правило Лаодикийского Собора
Крещение людей, одержимых нечистыми духами
Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления. Исключая ситуацию смертельной опасности:
«Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистаго, то не может прияти святое крещение: но, при исходе от сея жизни крещается»
2-й канонический ответ Святейшего Тимофея Александрийского
Крещение беременных женщин
26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».
О пребывающих в женской нечистоте
Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения. Кроме исключительных случаев смертельной опасности:
«Жену оглашенную, если ко дню крещения приключится ей обычное женам, не крестить, доколе не очистится»
6-й канонический ответ Святейшего Тимофея Александрийского
Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях:
«Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден».
О крещении новорожденных «странного вида»
Если у женщины родится «некто странного вида и чуждой природы» (т.е. если родившегося нельзя назвать человеком), и если он не имеет человеческого образа, да не будет крещен. При наличии сомнения же, да будет крещен с такой оговоркой:
«Если это человек, крещается раб Божий (имя) во имя Отца…».