Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Социальное служение на приходе. А надо ли?

Никогда не останавливайтесь, идите вперед. Помните, что ваш путь сегодня ― это тот путь, который благословила Церковь историческими решениями Архиерейского Собора. С вами Патриарх своей молитвой и своей любовью. Трудитесь не покладая рук. Будьте сильны, мужественны, смиренны, исполняйте честно, не по принуждению, не из-за корыстных соображений, а по глубочайшим своим убеждениям то, к чему вы призваны.

Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла с Первосвятительским напутствием к участникам I съезда глав социальных отделов епархий.

Освященный Архиерейский Собор еще в 2011 году разработал принципы организации социальной работы. По благословению Патриарха на православных приходах ввели штатные должности социальных работников. Церковью реализуется 4000 социальных проектов и инициатив. Почему же часть христиан не одобряет идею социального служения?

Говорят: “Приход просуществует и без социальной службы. Во времена Советского Союза, лютых гонений, когда храмы разрушались и закрывались, церковным общинам разрешали только богослужения. Не было ни воскресных школ, ни миссионерства. Священники читали проповеди по тетрадям, по текстам, которые не противоречили политике коммунистической партии. Православные книги не печатались, евангельские кружки приравнивались к антисоветской пропаганде. Церковь выжила благодаря Литургии и молитве. Литургия — стержень и основа православной общины. Ничто другое не заменит Причастия, живого общения с Живым Христом. Социальная служба, воскресная школа, катехизаторские беседы не обязательны. Прихожане молятся в храме, значит приход будет функционировать, остальное вторично.

Противопоставление Литургии и социального служения кажется странным, как сравнение органов в организме, какой из них важнее. Если “вторично”, не значит “не нужно”. Сердце — главный орган тела, селезенка вторична. Литургия — главное делание общины, социальное служение — нет. Без селезёнки человек не будет полноценным. Но и без дел милосердия прихожанин не будет полноценным православным христианином.

Подвижники первых веков собирались в катакомбах по причине гонений. Времена изменились, гонения закончились. Христиане вышли из катакомб. Храмы строятся, благоукрашаются монастыри. Никому не придет в голову возвратиться в катакомбы, хоть и там можно молиться и литургисать. Советский Союз распался, гонения закончились. Жить по укладу совкового периода, отказываться сейчас от миссионерской, просветительской, социальной работы — неразумно.

Говорят: “Социальное служение — суета, которая отвлекает. Пример — евангельский рассказ о Марфе и Марии. Мария избрала благую участь. Марфа суетилась и стала иллюстрацией, как делать не надо. Социальные мероприятия мешают молиться. Прихожане желают помогать нуждающимся — пусть помогают молитвой, или вне храма в частном порядке. Присутствует опасная подмена, когда христиане заблуждаются, вместо молитвенного подвига организовывают акции, благотворительные ярмарки и концерты. Вместо духовной жизни — суета.

Дела милосердия не отвлекают — они следствие живой любви: “Любовь милосердствует”, как пишет Апостол Павел. Дела милосердия не мешают молиться — они рождаются от молитвы. Дела милосердия не “вместо” молитвы, а вместе с молитвой должны быть. Любая деятельность, не только социальная, мешает молиться тому, кто не молится. Бояться осуетиться в служении ближнему, и поэтому отказываться от благотворительных и социально-значимых мероприятий — все равно что бояться быть недостойным и поэтому отказываться от Причастия.

Говорят:  “Настоятель сам отвечает на обращения за помощью, если приходит в храм проситель, или прихожанин испытывает нужду в продуктах или вещах, пусть они обращаются напрямую к священнику. Посредники не нужны.

Это актуально только для небольших и молодых. Если в общине “три бабушки”, то батюшка и так осведомлен о нуждах прихожан. Социальный работник появляется в то время, когда социальные вопросы начинают обременять и усложнять священническое служение. Первые дьяконы появились из-за желания апостолов не “пещись о столах”, а “постоянно пребывать в молитве и служении слова”.

“… спасаемся мы, совершая добрые дела, и неизвестно, кто больше получает, ― тот, кому мы несем доброе дело, или те, кто это дело совершает, потому что только так и можно обрести спасение, только так и можно привлечь благодатную силу Святаго Духа.”  Святейший Патриарх Кирилл.

Еще новость:  Церковь чтит память святой Тавифы
%d такие блоггеры, как: